Указатель:

Виза Географическое положение Границы Климат Растительность и животный мир Горы и реки Площадь страны и крупнейшие города Государственность Президент и правительство Население и занятость Экспорт-импорт Валюта Местное время Государственные праздники Язык Туалет Фотографирование мусульман Почтовые отделения Телефон Чаевые Транспорт Здравоохранение и Аптеки Сетевое напряжение Питьевая вода Радио и телевидение Пресса

См. также:

Что можно ввести в страну Национальная кухня Магазины, покупки Сувениры История Александр Македонский Религия Религиозные праздники Посещение мечетей Троя Яблоко раздора Афродита Книдская АНТАЛИЯ АЛАНИЯ БЕЛЕК БОДРУМ КЕМЕР МАРМАРИС СИДЕ ЧУДЕСА СВЕТА Пляжи Турции Аренда автомобиля Особенности правил дорожного движения Культура и искусство Фетхие Гольф Регион Мраморного моря Регион Эгейского моря Регион Средиземного моря Регион Центральной Анатолии и Каппадокия Регион Чёрного моря Регион Восточная Анатолия Регион Юго-Восточная Анатолия Горнолыжные курорты Турции Виндсерфинг Мини-разговорник турецкого языка

Вся информация о Турции Распечатать

Культура и искусство

Турция собрала множество элементов Тюркской, Оттоманской, Западной, и Исламской культуры и традиции: искусство миниатюры и каллиграфии, мозаика и турецкие ковры, живопись и музыка и многое другое.

Народные поэты-музыканты впервые появились в Анатолии в XV в. Ашики путешествовали из деревни в деревню, играя на багламе (щипковый инструмент вроде мандолины) или сазе (щипковый инструмент, число струн которого варьируется от 6 до 12), и пели сатирические песни на политические и социальные темы. Ашиков до сих пор можно услышать в таких местах, как Эрзурум и Каре, а также на фестивалях, которые проходят время от времени в Конье. Разумеется, инструменты сильно отличались от традиционных европейских.

Особенностью турецкой музыки было практически полное отсутствие нот. В Османской империи военные оркестры были важным элементом штурмовой тактики корпуса янычар. Музыкальная команда «Мехтер» создавала ужасный грохот, добавляя звуки литавр, рогов и волынок к выстрелам из оружий и пушек во время походов турок-осман на Балканы и в Центральную Европу. После отступления они оставили многие свои инструменты, которые пришли со временем в оркестровки европейских композиторов.

Современная популярная музыка Турции представляет множество школ и течений. Представителями старой школы, пришедшими из классической турецкой музыки, являются такие популярнейшие певцы, как Зеки Мюрен, Эмель Сайын и Бюлент Эрсой. Суперзвезда Ажда Пеккан поет сентиментальные песни, а Сезен Аксу - оригинальные турецкие поп-песни. Более западными и молодежными по стилю и, видимо, более талантливыми являются популярная группа Мазхар/Фуат/Эзкан и не такой популярный, но оригинальный Бюлент Ортачгиль, поэт-песенник, который поет и играет на гитаре.

Очень популярна и такая разновидность музыки, как арабеска. Вообще, стоит только включит телевизор, как на Вас буквально обрушивается музыкальная волна, совершенно различных национальных музыкальных песен, в которой можно и захлебнуться! Музыка в Турции звучит отовсюду - в такси, в кафе и ресторанах, в экскурсионных автобусах и на многочисленных дискотеках побережья.

Популярнейший танец в Турции - танец живота. Историки точно не могут назвать страну, где появился этот танец. Существует несколько версий, например, есть предположение, что это Египет, а может Междуречье, Индия или Турция. Танец живота непосредственно связан с развитием культа Богини Плодородия, Богини-Матери. У разных народов эта богиня называлась по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита. Этот культ был распространен во многих древних государствах, так как земледелие являлось основой их экономической жизни.

Если говорить о танце живота, то он отражает процесс зачатия, вынашивания плода и, наконец, рождения. Именно поэтому танец содержит эротические элементы. По мере развития древних цивилизаций танец менялся и выходил за рамки религиозного культа. Появилось второе направление в его использовании - светское, то есть танец становится развлекательным элементом в повседневной культуре восточных людей. В наше время он стал неотъемлемой частью представления в восточных странах.

Есть и другая грань искусства танца - это танец религиозный, культовый. Главный вклад в ислам турки сделали в области суфизма, мистико-аскетического направления в исламе. Каждый суфийский «тарикат» (секта, или дервишский орден) пытался найти путь к мистическому единению человека с Богом. На ритуал этих сект оказала влияние такая доисламская шаманская практика, как танцы и музыка, вызывавшие мощные вспышки экстаза у участников мистических церемоний айин. Ортодоксальные мусульмане такие обряды считали проявлениями ереси.

Последователи Мевлеви ежегодно в декабре проводят фестиваль, посвященный памяти основателя ордена, и это одно из главных туристических зрелищ. Во время религиозной церемонии крутящиеся дервиши одеты в развевающиеся белые платья и конические шляпы. Они вертятся под ровный ритм барабанов и звуки мистической музыки, представляя смерть и окончательное соединение Мевляны с Аллахом.

Одним из распространенных видов художественного ремесла было ковроделие. Еще знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Малую Азию в 30-х гг. XIV в. восхищался коврами из Аксарая и отмечал, что они славятся по всему Востоку. Материалом для изготовления ковров служила козья или овечья шерсть, окрашивавшаяся в несколько цветов, чаще всего в желтый, красный и синий. Благодаря применению красок растительного происхождения, очень стойких и прочных, сохранившиеся образцы изделий до сих пор поражают яркими сочетаниями красок. Самые древние ковры в Турции можно увидеть в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле, а также в Музее Коньи.

Искусство работ по глине развитое в Анатолии берет свое начало у древнетюркских ремесленников, живших вне Анатолии. Но в период Османской империи это искусство приобрело особенности характерные только для местных мастеров, это послужило толчком для развития гончарного ремесла, предметы начали вывозиться в другие страны, где они пользовались особой популярностью. Блюда, тарелки, графины, сосуды для благовоний, фонарики, кубки и горшки покрывались глазурью.

Искусство изготовления чини, являющееся одним из видов керамики, появившимся в Центральной Азии, на территории Анатолии начало развиваться в период сельджуков. Чини играло огромную роль в архитектуре Османской империи, ими украшались мечети, усыпальницы и дворцы. Первые чини в Османской империи являлись продолжением традиций сельджуков. Геометрические и растительные узоры украшения, как правило, окрашивались желтыми и зелеными красками. Изник, бывший во времена расцвета Византийской империи центром развития керамики, и в Османской империи с 14 по 18 век сохранял свое лидерство в этой области.

В наши дни, в Турции, продолжают развиваться многие старинные художественные промыслы, которые напоминают нам о славном прошлом страны.